Развитие навыков общения воспитанников на белорусском языке
через приобщение
к национальному фольклору средствами театрально-игровой деятельности
С детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, интересоваться культурой, историей своего народа.
Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте является овладение речью. Проблема развития белорусской речи рассматривается как одна из актуальных в современном дошкольном образовании, т.к. формирование всесторонне развитой личности ребёнка невозможно без овладения родным языком.
Близкородственность белорусского и русского языков, особенности русско-белорусского билингвизма дошкольников требуют специфических подходов к обучению детей из русскоязычных семей белорусскому языку.
В нашем учреждении дошкольного образования воспитанники усваивают родной язык и в результате стихийного общения взрослого с ребенком, и в организованной форме усвоения языка, т.е. методически строго упорядоченный материал. Белорусский язык включается в общение с ребенком, воспитывающимся в русскоязычной семье, постепенно, начиная с ознакомления с лучшими образцами художественных, в первую очередь фольклорных, произведений. Это позволяет приобщить дошкольников к богатству родного языка на уровне искусства, содействует развитию у них первичной чувственной основы белорусской речи, что является необходимым условием полноценного усвоения родного языка.
Чтобы ускорить «рождение» первых слов на белорусском языке у ребенка фольклорные произведения используются в разные режимные моменты, когда его укладывают спать - колыбельная песня, во время еды, одевания, умывания - ласковые поговорки, прибаутки, потешки совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время наблюдений – поговорки, загадки, заклички.
Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность фольклорных форм привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Использование игр-драматизаций по сюжетам белорусских стихотворений, белорусских народных сказок, произведений белорусских авторов выступает как промежуточное звено при переходе от игровой деятельности к непосредственно речевой, от речи подражательного характера к самостоятельному диалогу. Т.к. театральная деятельность предусматривает не только воспроизведение конкретного текста, но импровизированные диалоги и монологи.
Театральная деятельность стимулирует активную белорусскую речь за счёт расширения словарного запаса, содействует формированию монологической и диалогической речи, усвоению элементов межличностного общения (мимика, жесты, интонации), приобщает к богатству родного языка через ознакомление с лучшими произведениями художественной литературы.
Развитие навыков общения воспитанников на белорусском языке средствами театрализованной деятельности происходит как во время специально организованной деятельности, так и во время нерегламентированной деятельности. Через чтение художественных произведений, использование чистоговорок, скороговорок, организацию режиссерских игр, игр-драматизаций, народных игр с диалогической речью, театрализованных игр-диалогов.
Организация игр-импровизаций содействует развитию у воспитанников умения переносить усвоенные речевые конструкции в самостоятельную игровую деятельность.
В процессе драматизации сказок обращается внимание на то, чтобы белорусская речь детей была правильной и выразительной, чтобы исполняя роль, они передавали настроение, характер образа через движения, интонацию, мимику.
Применить полученные навыки общения на белорусском языке воспитанники могли в повседневном общении, во время проведения фольклорных праздников, тематических утренников, специально организованных театральных постановок.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"Детский сад № 9 г. Пинска"
Развитие навыков общения воспитанников на белорусском языке через приобщение к национальному фольклору средствами театрально-игровой деятельности
раскрыть » / « свернуть