Отличительной особенностью развития системы дошкольного образования на современном этапе является учёт культурных традиций, исторических и национальных особенностей, позволяющих обогатить образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования. Широкие возможности педагогическому творчеству открывает обращение к танцевальному фольклору, который является одним из доступных и универсальных материалов для воспитания детей дошкольного возраста, приобщения их к культуре в целом и к художественной культуре в частности.
Художественная культура детей дошкольного возраста — это интегрированное качество личности, формирующееся в процессе восприятия образцов хореографического искусства и основанное на интересе к нему, которое проявляется в стремлении приобрести двигательные навыки, развитии соответствующих возрасту хореографических способностей, самовыражении через субъективную танцевальную творческую деятельность.
Модель формирования основ художественной культуры детей дошкольного возраста средствами танцевального фольклора состоит из:
целевого блока - формирование основ художественной культуры детей дошкольного возраста средствами танцевального фольклора;
теоретико-методологического блока - современные подходы в дошкольном образовании и соответствующие им принципы;
процессуального блока - педагогические условия, средства, формы и методы организации образовательного процесса;
содержательного блока - методика формирования основ художественной культуры детей дошкольного возраста средствами танцевального фольклора;
результативно-оценочного блока - наблюдения, игры, индивидуальные беседы, направленные на выявление уровня сформированности основ художественной культуры детей дошкольного возраста.
Внедрение в образовательный процесс учреждений дошкольного образования модели формирования основ художественной культуры детей дошкольного возраста средствами танцевального фольклора позволяет расширить представления воспитанников о белорусской культуре в целом и о танцевальной культуре в частности и, следовательно, повышает уровень художественной культуры воспитанников.
Танцевальный фольклор - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию народа и глубину народных чувств. Фольклорный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен.
Ценность фольклора заключается в том, что воспитанник, являясь активным участником, незаметно для себя активно постигает национальные обряды и традиции. Роль фольклора в формировании художественной культуры и образовательно-воспитательной деятельности детей дошкольного возраста велика, так как она обеспечивает культурно-исторический, художественно-эстетический диалог прошлого и настоящего через разные жанры национального фольклора, в том числе танцевального фольклора.
Немалая роль в приобщении детей дошкольного возраста к родной культуре отводится специалистам дошкольных учреждений. Важно, чтобы педагоги были искренними приверженцами возрождения белорусской культуры. Они первые своей эмоциональностью, возвышенностью, лаской к родному слову должны заинтересовать детей национальным наследием своего народа. Работая, нужно помнить одну, хорошо известную истину: ничего не произойдёт само по себе – без энтузиазма, общих усилий и творчества.
раскрыть » / « свернуть